Вверх

Мы не можем ничего делать - с нами все происходит

Автор - некто vab из Москвы

В ЧП есть принцип: "мы не можем ничего делать - с нами все происходит". Этот принцип каким-то совершенно софистическим образом превращается в другой: "для того, чтобы начать делать, мы должны работать на собой". Вроде, с позиции нормальной человеческой логики, все правильно. Если мы сейчас не можем ничего делать, то, наверное, можно что-то сделать, чтобы делать стало возможно. Однако даже беглого, чисто логического анализа уже достаточно, чтобы понять, что в этой логике есть нестыковки:

Во-первых, если мы не можем делать, то уж, наверное, не сможем сделать так, чтобы мы могли делать.

Во-вторых, с чего мы решили, что цель в том, чтобы мочь делать?

Оставим первое, займемся вторым. Как уже было сказано, людей привлекает в работе над собой перспектива стать полным хозяином своей жизни. Обычно под этим подразумевается принцип: "сказал - сделал", желая при этом быть способным доделывать до конца задуманное. Однако, почему-то, не многим приходит в голову мысль о том, что именно наша неспособность доделать дела до конца, часто хранит нас от больших неприятностей, вызванных тем, что мы желаем невозможного, или нежелательного, или вредного, или разрушительного. Перед лицом такой перспективы у нас, казалось бы, просто обязана появиться задача научиться распознавать правильные цели и культивировать правильные желания. Однако, она не встает.

Более того, даже, если бы мы дозрели до осознания этой проблемы, мы бы столкнулись с тем, что не можем ее решить прямолинейно. Вся наша жизнь подчинена желаниям. Желания диктуются желаниями, те - другими желаниями, а те, в свою очередь, третьими и так до бесконечности. Едва возникнув, одно желание порождает за собой целую цепь других, увлекая человека в круговорот деятельности, которую люди и называют Жизнью. Всякая попытка управлять этим процессом натыкается на парадокс: "чтобы управлять желанием, надо иметь желание управлять им; это желание должно быть поддержано каким-то другим желанием, причем достаточно сильным; а его нет; зато есть масса желаний ничего не делать и обманывать себя мыслью, что делать хочешь". Так что же делать?

Именно этот процесс и записан в вышеназванном принципе: "мы не можем ничего делать - с нами все происходит". Не наша бытовая деятельность, а нечто более глубокое и более важное находится за пределами возможности управления. Желая управлять им мы, мягко говоря, лукавим. Всякая попытка управления будет равносильна внутренней войне, попытке одних желаний получить полный контроль и подавить все остальные. Но вряд ли эти "остальные" согласятся.

Такая консолидация возможна только при соблюденнии довольно большого количества условий. Не многие люди готовы пойти на те огромные самоограничения, связанные с этими процессами. Чтобы это случилось и развивалось, семя развития данного процесса должно быть посеяно, дать корни и начать развиваться по своим собственным, независящим от остальных желаний, законам. Как говорили алхимики: "чтобы трансформировать ртуть в золото, надо уже иметь немного золота", или как учил Христос притчами о маленьком горчичном семени, из которого вырастет большое дерево или о закваске, которая необходима, чтобы вскисло тесто. До тех же пор, пока это не произошло, желания будут иметь совершенно случайных характер.

Одним из условий ВОЗМОЖНОСТИ возникновения данного процесса, является самовспоминание (единовременное восприятие и внимание как к тому, что ты делаешь, так и к себе в процессе делания). Его задача заключается отнюдь не в контроле своих проявлений, как некоторые ошибочно предполагают, а в том, чтобы человек хотя бы временно стал свидетелем того, что с ним происходит.

Проблема большинства людей в том, что они ходят по жизни кругами, наступают снова и снова на одни и те же грабли, и при этом считают, что именно так и надо поступать. Переубедить их трудно, но возможно; и если кому-то это удалось, он сначала потеряет много нервов, а потом будет свидетелем того, как, сойдя с одних граблей, переубежденный устремляется на другие и начинает ходить по новым.

Именно в этой ситуации может оказаться полезным самовспоминание. В самом деле, если человек возьмет себе за правило действовать так, как он всегда действовал, но при этом еще и быть независимым наблюдателем, независимым аналитиком и независимым критиком (но не в коем случае не судьей и не палачом), то в скором времени он начнет адекватнее оценивать себя.

Неадекватность - это рок, который заставляет человека действовать по привычке из соображений физической, моральной или умственной лени, прикрываясь при этом красивыми лозунгами вроде: "другие люди во всем виноваты", "завтра - не сегодня", "зато я могу в морду дать ..." и т.п. Человек оправдывает себя, потому что уверен в том, что у него есть только два выбора: или оправдываться или немедленно измениться. Поскольку второе невозможно, то ему остается первое.

Самовспоминание дает реальную возможность разорвать этот порочный круг самообмана. Постоянно видя свое несовершенство, человек переживает сильный дискомфорт. Ведь его учили, что надо быть умным, сильным, выносливым, а он видит что поступает как кретин, да еще и ленивый, да еще и плаксивый или злобный (что тоже проистекает от слабости). Как такое может радовать? Он инстинктивно пытается в своей жизни что-то поменять, но через пару месяцев с удивлением и злостью встречается со старыми проблемами. Когда с теми же самыми проблемами он сталкивается через год-два, то впадает в отчаяние, ибо не представляет как можно разорвать этот порочный круг.

В этой ситуации человек встает пред выбором: или убежать о дискомфорта правды и вернуться в теплый анабиоз самооправдания, или продолжать попытки быть адекватным без надежды что-либо в своей жизни исправить. Это ключевой момент. Если человек выбирает второе, то тогда и начинается настоящая работа.

С этого момента необходимо пошаговое описание.

1. Человек начинает понимать, что все эти чувства, все эти негативные эмоции, все страхи и расколбасы ему нужны. Да-да, именно НУЖНЫ! Это те впечатления, которые его психике требуются для того, чтобы добиться равновесия, которого она когда-то была лишена (импринты).

2. Все негативные переживания надо перепрожить, и перепрожить максимально сознательно. Слово "сознательно" употребляется здесь не в смысле "быть сознательным членом общества и заставлять себя это делать по собственному желанию", а в смысле "постараться сохранить в памяти каждое мгновение этих переживаний, присутствовать в процессе".

3. Если так поступать, то рано или поздно наступит насыщение от собственных негативных эмоций. В какой-то момент человек перестанет злиться, но не потому что смог заставить себя быть "правильным", а потому что его злоба станет для него тяжкой ношей, и он больше не захочет тащить этот груз, он устал от него.

Человек перестанет быть подозрительным к людям, но не потому что другие говорят, будто плохо быть подозрительным, а потому что поймет: подозрительность доставляет намного больше дискомфорта, чем предполагаемые подлости других людей. Потакая ей, человек оказывается самым большим предателем себя.

Не он сам будет делать изменения в себе, они БУДУТ ПРОИСХОДИТЬ. Вот о чем записано в этом принципе. Не мы меняем свою жизнь, а она сама меняется в соответствии с некими законами, которые могут быть нам неизвестны. Или иными словами, это Бог ее меняет, когда сочтет необходимым.

А нам видится так, как будто это с нами просто происходит, чаще всего, не благодаря нашим усилиям, а вопреки им. Очень часто бывает, что спинным мозгом чувствуешь проблему, а объяснить словами не можешь. Хорошо, что это длится не вечно, и рано или поздно но удается схватить убегающую мысль за хвостик, притянуть к себе и таки вербализовать. Однако хочу обратить внимание на то, что нижеследующий текст не имеет никакой практической полезности, кроме мотивационной. То есть, бесполезно пытаться сделать из него метод - это будет не более, чем очередная попытка добиться контроля. Увы, данные идеи ни на что другое кроме описания процесса не способны.

Итак, контроль. Желание во что бы то ни стало принимать активнейшее участие и иметь возможность "держать в руках" ситуацию, изменяя при необходимости (на свое усмотрение) течение событий, держать поведение людей, вовлеченных в эту ситуацию, в зоне своего пристального внимания. А также, разумеется, давать оценку происходящему.

В чем же заключена суть проблемы контроля? В энергии! Энергия - это такая сущность, которую нельзя ни уничтожить, ни создать из ничего. Она вырабатывается по определенным законам, а когда выработана, то ее можно только потратить на различные задачи. К примеру, мы практикуем самонаблюдение и задумали приостановить некий "ненужный" процесс (прекращаем навязчивый стук пальцами по столу "от нервов" или пытаемся расслаблять напряженные мышцы лба; возможно, мы тщимся не выражать матерным словом рвущуюся наружу негативную эмоцию и др. варианты "самоконтроля"). Момент блокировки действия всегда связан с перекрытием пресловутой энергии. Куда же ей тогда деваться? Простая логика говорит, что она должна уйти на другую задачу.

Замечательно! Следующий вопрос будет таким: "На какую именно задачу эта энергия пойдет?" Ответ будет до банальности прост: "На ближайшую активную и на более актуальную!" С самыми актуальными проблемами все просто - у нормального невротичного горожанина они как опята - растут большими группами. Перекрытие одной активизирует пару-тройку других - за всеми не перенаблюдаешь. Для нас наибольший интерес представляет ближайшая активная задача, именно в ней сокрыты настоящие кладези, так как именно этой программе перепадет самый жирный кусок. Итак. Давайте рассмотрим наши два варианта, когда мы используем контроль, и когда мы претендуем только на самовспоминание и самонаблюдение:

1. Рассмотрим внутреннюю мотивацию к контролю. Основной вопрос - ЗАЧЕМ конролировать? Можно вдаваться в серьезные психологические исследования, можно перечитать горы книг по психологии, или потратить пару лет на самонаблюдение и анализ, ответ всегда будет приблизительно один и тот же - склонность контролировать окружающую ситуацию вызвана недоверием, страхом и желанием подстраховаться, спрятаться, избежать потенциально беды. Если же амбиции по контролю распространяются также на контроль себя, то мы имеем еще один виток страха - недоверие к самому себе, к тем процессам, которые протекают в психике, желание обезопаситься от них (а желание быть лучше других - это еще и контроль мира вокруг). При этом мы можем прикрываться красивыми лозунгами о работе над собой, толкать идеи бессмертия и т.п. - это в корне ничего не поменяет. Правом оспорить это утверждение могут обладать только несколько лет честного и грамотного самовоспоминания и самонаблюдения (только за несколько лет можно снять несколько слоев буферов, переворачивающих все с ног на голову). Однако, каждый выбирает сам для себя.

Далее, рассмотрим ситуацию, когда запустилась невротическая программа, и мы обратили на нее внимание. В случае контроля, мы пытаемся изменить текущую ситуацию. Зачем? Не из-за гипотетического ли светлого будущего? Чтобы заблокировать невротическую программу, которая часто обладает довольно большой энергией, мы вынуждены подкачать программе контроля энергии побольше, иначе просто не будет результата. Но ведь, подпитывая контроль, мы подпитываем и его корни: страх, недоверие и бегство, укрепляем их. Нет, не то мы хотели делать изначально. Увы, предельно ясно это станет только лет через 5, когда все зайдет довольно далеко. А жаль.

2. Теперь заглянем в сторону самонаблюдения без контроля. Что лежит в основе? Если тоже страх и бегство, то такое самонаблюдение можно рассматривать как лицемерную форму контроля. Нет, это не то, что нам нужно. А нужно нам чистое самонаблюдение, когда мы доверяем нашей психике, когда мы знаем, что все хорошо, и она свое дело знает. При этом, с одной стороны мы допускаем свою некомпетентность в ее делах, а с другой - нам очень интересно узнать, а на каких законах основана ее работа. При таком раскладе контролировать ситуацию нам становится крайне невыгодно, ибо это лишает нас возможности наблюдать. Ну сами посудите: мы перекрыли энергию в одной, наблюдаемой нами, области, и та утекла в другую, которой мы не видим - это же явный проигрыш. Поэтому мы делаем так: есть невроз и ладно! - изучаем его, запоминаем, пытаемся увязать с другими наблюдениями. Уже тот факт, что программа наблюдения активизировалась приведет к тому, что она начнет оттягивать энергию на себя, в том числе и из данной проблемы, как самой близкой (часто это бывает жалко - не успеваешь найти корни проблемы). Но кто будет в этом случае получать энергетическую подпитку? "Вера и любознательность!" - а, как говорится: "Что тренируем, то и развиваем!". То ли это, что мы хотим получить или нет, каждый решает самостоятельно.

PS: 30

15 Ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

16 И говорили: "нет, мы на конях убежим", - за то и побежите: мы на быстрых ускачем - за то и преследующие вас будут быстры.