Конспект (с комментариями) отдельных глав книги
Виктора Бойко «Йога. Искусство коммуникации».
Комментарии зелёным цветом, при печтати - курсивом. Очень выборочный конспект, поэтому знаки пропусков текста [...] не используются.

Глава Тело (продолжение)

Классический вариант практики асан характерен именно тем, что в нем создаются условия для возникновения спонтанного прироста гибкости. Дальше, чем сегодня допускает тело, я не могу согнуться; если кто-то и способен на это, то лишь оно само.

Ослабляя напряженность обыденного, бодрствующего сознания, переводя внимание на тело, сочетая произвольную релаксацию тела с осознанием дыхания, – я перестаю быть собой в обычном смысле. И тогда через какое-то время возникает непроизвольное движение зафиксированной формы, тело начинает оседать, как бы «стекая» от начальной, до окончательной границы гибкости, куда невозможно добраться по своей воле, а если попытаться, то не получишь ничего кроме энергетических затрат, привычного напряжения и потери покоя.

Иными словами, если удастся достичь необходимой степени релаксации, непроизвольное движение формы возникает и продолжается самостоятельно за ее существующим обычно пределом, который характерен для тела при типовой напряженности сознания. Фактически я не оказываю на форму давления своим желанием и действием, но создаю условия для возникновения спонтанной ее трансформации. День за днем, раз за разом, в каждой тренировке предельная граница формы сдвигается сама собой и ровно настолько, чтобы не возникали травмы. Техника безопасности встроена в этот процесс уже самим его характером.

Известно, что в типовом гипнотическом состоянии возникает стадия восковой гибкости тела, ему можно придавать самое необычное положение, которое может сохраняться достаточно долго. Это лишний раз показывает, что телесная форма и время ее свободной фиксации, на которое способен организм, напрямую соответствуют состояниям сознания.

Тело человека с глубокого детства привыкает к движению в стандартных, присущих только ему. диапазонах. У каждого субъекта есть определенный резерв мобильности (гибкости суставов и т.д.), величина которого является личной особенностью, и может соответствовать участку двигательного спектра от сверхгибкости до тугоподвижности. Причем это постоянное качество, константа, на которую влияют только травмы либо возраст.

Любые манипуляции, при которых используется обычный двигательный резерв, не есть Хатха-йога, на время практики которой изменяется обычная структура сознания, в результате чего тело теряет жесткость, обычное сопротивление материала и, грамотно действуя, я получаю демаркацию пределов мобильности. Точнее говоря - она происходит сама по себе, и это - главное.

Кроме того, в сравнении со временем входа и выхода, время пребывания в асанах классической йоги традиционно является достаточно длительным, что позволяет получать необходимую глубину релаксации. Именно посредством регулировки времени выдержки возникает состояние, при котором возможна обратная коммуникация. В процессе грамотной практики асан такое состояние нарабатывается, его освоение и то, что в нем происходит – цель практики йоги

Следуя классической технологии выполнения, мы постепенно «приобретаем в собственность» дополнительные территории двигательных диапазонов, в которые можем потом входить когда угодно и пользоваться ими по своему желанию. А неосвоенная область, которая еще остается «в запасе» до абсолютных пределов гибкости, постепенно сокращается. В результате классического метода освоения по уже приобретенному можно «передвигаться» свободно. Любая самая сложная асана при вхождении в соответствующее состояние сознания будет выполняться просто, как если бы я решил поднять с пола спичку, - если данная поза освоена естественным путем а, не в результате борьбы с «вызовом».

Именно особое состояние восприятия, которые человек постигает только через традиционную практику асан, затем, в психотехниках, углубляясь – становится медитацией. Обычно человек не имеет никакого представления об этом, да и не может быть знаком с подобными состояниями, поэтому любые попытки просто медитировать, даже теоретически зная, что это такое на самом деле, не способны принести результат. В упомянутые состояния невозможно «вбить» себя никакими ухищрениями кроме метода традиционной Хатха-йоги.

А зачем нам вообще вся эта «медитация»? Нормальному человеку (который более-менее принимает себя таким, как есть) совершенно нет необходимости тратить часы (или даже минуты) на проникновение в своё подсознание. (Хм. Ну, разве что, из чистого любопытства). В общем случае нужен просто некоторый сброс напряжения. Обычно он происходит естественным путём, по логике «шахматной задачи»: мы можем долго и напряжённо решать математическую, шахматную или какую-то другую логическую задачу, и в момент осознания решения напряжение пропадает; более того, возникает дополнительная радость от преодоления препятствия, чувство некоего «озарения» («эврика!»). На протяжение рабочего дня, однако, человек сталкивается с рядом тупых, нерешаемых задач (нелогичных), и напряжение от них копится, возникает перевозбуждение. Гимнастика йогов мне лично помогает такое напряжение снять. То есть я занимаюсь йогой, чтобы восстановить работоспособность. Мне кажется, если человек пытается часами медитировать (неважно, правильно он это делает, или нет), его цель уже не восстановление готовности общения с социумом, его цель – медитация сама по себе, то есть полный уход от надоевшего мира.

«Раджа-йога не существует без Хатха-йоги, и наоборот» Лишь истончив до определенного минимума энергию «Я-сознания», мы даем возможность проступить в нем тому, что «просвечивает» изнутри, саму основу всего сущего, но лишь на какое-то короткое время. Всю остальную жизнь мы обречены быть только самими собой, находясь в сансаре, которая, - когда мы сумеем изменить «глаза души», - и есть нирвана.

Вот именно: и не просто «на какое-то» короткое время, а, точнее сказать, на мгновения. Например, те же мгновения понимания, осознания, как при решении задачи. Или мгновения осознания чего-то важного даже без предварительной попытки что-то осознать, сами по себе, просто от хорошего здоровья (и настроения). Вся остальная «медитация» – это просто туман в голове, «отсутствие времени».

Поскольку бесконечные «сидячие» медитации разрушают организм, погружая его в глубокую гиподинамию, то йога тела, кроме наработки необходимых изменений сознания (с которых начинается самьяма), является средством поддержания должного уровня телесной кондиции. (Очевидно, речь идёт о «стоячих» позах?)

Если эмоции могут быть «сброшены», отработаны через движение, то справедливым будет и обратное утверждение: с какого-то уровня интенсивности движение их продуцирует. Поэтому Айенгар отметил когда-то в нашей беседе: «Движения йоги должны выполняться без возбуждения этим движением».

Поскольку громадную, не выясненную до конца роль в нашем восприятии и реакциях играет бессознательное, то истинные причины действий и поступков нам самим никогда до конца не известны. Говорить об истинности либо ложности на самом деле нельзя, критерий один: приблизительные результаты действий, которые более или менее нас устраивают. В сущности, человек никогда не знает, почему он поступает так, а не иначе. Сознание как бы выбирает цели и пути к ним - этот момент всегда в фокусе. Но бессознательное - это периферия восприятия, которая во много раз больше фокуса, и неясно кому принадлежит решающая роль в стратегии и тактике - разуму либо интуиции?

Конфигурация жизненной линии в подавляющей своей части сформирована множеством мелких случайностей. Оказавшись в какой-то точке и оглядываясь назад, человек видит: вот она, эта дорога, оставшаяся позади. Но когда он начинает искать объяснение отчего она такая, подыскивать логические обоснования причудливым изгибам пройденного пути - то с этого момента неминуемо впадает в заблуждение. Интеллектом не обосновать хаотический след, который я прочертил в пространстве этого мира в результате суммы полностью осознанных, полу осознанных, вообще неосознанных состояний, действий и поступков. Детерминизм здесь неприменим, так же, как и релятивизм. Можно считать, что путь предопределен. Либо, что жизнь и судьба человеческая - лишь случай, игра теней.

Модель мышления, дошедшая к нам из античности, основана на полярности: есть черное и есть белое, «да» и «нет», ночь и день, правда и ложь. Древнеиндийское представление таково: нет ни черного, ни белого, есть только майя, иллюзия, творимая высшей реальностью. Древнекитайская модификация подхода, видимо, более реалистична - черное будет белым, и наоборот, через изменения и переходы пропорций и сочетаний, непрерывную игру гаммы полутонов, состояний, ощущений происходят бесконечные перемены, и единственное что является достоверным в нашей жизни - это краткость периодов стабильности.

Результат интеграции йоги в жизнь индивидуума весьма интересен. Вы постепенно оказываетесь в таких пространствах бытия, сознания, событий куда никогда не удалось бы попасть в результате течения обычной жизни. Случайности и тогда не могут нас покинуть, но они почему-то начинают почти всегда складываться так, как необходимо. Если же человек задумал посредством йоги получить материальную выгоду, эффект практики, - как бы она совершенна не была, - вначале станет минимальным, затем отрицательным, изолирующим субъекта от социума, а впоследствии приобретет разрушительный характер.

Гм, гм… А если не «задумал» (получить выгоду), а только робко надеется (вот как я, например) на совсем-совсем ма-аленькую выгодку, всего лишь сопутствующую другим важным результатам? А если серьёзно – начиная любую деятельность (не обязательно занятия йогой), что ещё человек «задумывает получить», кроме материальной выгоды? (Или здоровье уже нематериально?)

По-моему, обычный порошок (тьфу… т. е. человек, конечно!) всегда действует имея в виду конкретную собственную выгоду. Исключения только подчёркивают правило: когда, например, мы подаём нищему, мы даём ему 5 рублей, а не 5 тысяч. Или ещё бывают действия во имя идеи. Чаще всего, правда, они оказываются действиями якобы во имя идеи. А если не якобы, тогда это действуют отпетые фанатики. Что ни говори, а иметь дело с людьми, стремящимися к личной выгоде, гораздо приятнее: они понятны и предсказуемы.

Вернемся к случаю, когда человек в процессе практики замечает в себе текущие изменения. Вначале они действуют как резец скульптора, отсекая от тела, сознания, души лишнее, несвойственное природе данной личности. Потом на месте этого лишнего, а точнее, недостающего, начинает нарастать «ткань» необходимого, присущего, восстанавливается то, что было стерто, изломанно жизнью и ее обстоятельствами, а также собственными ошибочными представлениями и действиями.

В чем же и как могут проявляться видимые изменения при систематической практике йоги? Существует четыре их основных вида: преимущественно телесные эффекты, нервно-психические, комбинированные, и, наконец, нечто проявленное вне тела и сознания.

Следует отметить, что регулярная практика асан часто делает видимыми нарушения психосоматики, которые до этого находились в скрытой, латентной фазе своего развития. У здоровых в целом людей через какое-то время может наступить состояние определенной неустойчивости.

Причем, возникает это, что называется, на ровном месте, без какой-либо видимой причины. Более того, иногда началом потери устойчивости оказывается именно слишком отчетливое, какое-то выпуклое ощущение полнейшего внутреннего благополучия. И следующая затем ярко выраженная «отмашка» крайне удивляет и озадачивает. Если уровень качества таков, что в теле не возникает особых реакций, то какие-то проявления могут возникнуть в нервно-психической сфере. Чем слабее организм физически, тем сильнее нулевое состояние переживается самочувствием тела.

У больных за некоторым ухудшением состояния начинается восстановление и ощутимый функциональный подъем. Когда он неоспорим, уговаривать человека заниматься йогой уже не приходится. Если практика построена грамотно, то даже при выраженных нарушениях здоровья спад в самочувствии можно соблюсти минимальным.

Каждая поза йоги обладает двояким воздействием, общим и частным. Асаны влияют на весь организм в целом, но более выражено - на какие-то его системы, и способны устранять заболевания в основном на стадии функциональных расстройств. Проще, когда нарушение локализовано, скажем, при хроническом холецистите либо аднекситах, которые медицина обычно безуспешно лечит годами.

Чтобы организовать акцентированное терапевтическое воздействие с помощью традиционной йоги, необходимо вначале оценить исходное функциональное состояние человека, его нервно-психический статус, уровень гибкости, общее качество тела, противопоказания к нагрузкам, двигательные ограничения, свойства характера, условия жизни, работы, сна и бодрствования, особенности развития в детстве, историю травм, заболеваний, особенности питания, содержание сновидений, привычки и т.д. и т.п. Все это - кроме основного диагноза, поставленного официальной медициной. Короче говоря, тот, кто предлагает йогу для оздоровления, должен не только владеть ею в полном объеме, но и знать, о каждом пациенте не меньше, чем родная мать, а может и более того. Только учитывая все особенности конкретной личности и ее бытия можно грамотно и надежно ввести человека в процесс самосовершенствования с помощью йоги.

Я повторял много раз и подчеркиваю снова - йога едина, неделима и традиционна. Она имеет громадную ценность и может применяться в наше время эффективнее, чем когда-либо. Наступил ее час, так же, как это произошло когда-то с матричным исчислением, неэвклидовой геометрией и многими другими вещами, когда-то надолго опередившим свою эпоху. Йога одна, разные люди. Поэтому задачей того кто транспонирует ее для использования, является совершенное приспособление к ней как здоровых, так и больных. Профессионал объясняет и показывает пациенту все что можно и уместно, последний в свою очередь адаптируется к йоге посредством систематической личной практики. Процесс этот всегда начинается с тела и идет шаг за шагом, эволюционно, без интеллектуального и эмоционального подхлестывания и спешки.

На этапе работы с телом выясняется скорость приспособительных реакций данной личности, становятся видимыми корни скрытых проблем. По мере «врастания» субъекта» в практику начинается отдача. Вначале, конечно, она мала, дело продвигается с трудом, поэтому на первый план неизбежно выступают сила характера, уровень интеллекта и доминирующая мотивация. Чем эффективнее личность адаптируется, тем больше позитивная отдача. Часто бывает так, что люди старше сорока лет ощутив эффекты йоги понимают, что не найти лучшего способа сохранить здоровье на всю оставшуюся жизнь. Разобравшись с телом, можно двигаться дальше, тогда йога становится непревзойденным способом познания мира и себя самого. Либо, справившись с проблемами, человек понимает, что большее ни к чему и оставляет практику, впрочем, часто сохранив для себя профилактический минимум. Это личное дело каждого.

Было бы некорректным утверждать, что йога - лучшее средство для излечения любых заболеваний, достаточно расстройств, при которых она абсолютно противопоказана. Есть такие состояния, когда помочь невозможно. И если некто утверждает будто этим методом можно излечить что угодно, он просто глупец, мошенник, либо не владеет предметом. Посредством Хатха-йоги возможно справляться с очень тяжелыми заболеваниями, но дело не только и не столько в методе, а в том, кто и как его применяет. В серьезных случаях это «штучная» работа под тщательным контролем и с ювелирной коррекцией. Если мне довелось на протяжении четверти века посредством йоги так или иначе приводить в порядок не слишком здоровых людей то, используя этот метод, я сам являюсь его частью. И в некоторых случаях - решающей.

Возвращаясь к теме локальных расстройств следует отметить, что суть воздействия асан на психосоматику в целом просматривается, хотя механизмы этого придется выяснять, как мне кажется, еще очень долго.

Представим себе организм в виде сложной объемной сети параметров, колеблющихся возле своих средних значений. При оптимальном состоянии гомеостаза, который всегда является динамическим, эта сеть имеет определенную биохимическую «конфигурацию». При локальных расстройствах какие-то участки ее «рисунка» искажаются.

Любая асана является физическим воздействием, которое на какое-то время в разных местах также «перекашивает» эту сеть, значительно изменяя параметры формы, взаимного расположения внутренних органов и т.д. Но, во-первых, этот «перекос» минимален и не затрагивает центральных звеньев гомеостаза, во-вторых - кратковременен и не является болезнью, мы ведь не застреваем в асанах на часы и сутки. «Напрягли» сеть в одном месте, затронув присущий данному виду расстройства ее «рисунок» - отпустили. «Прижали» ряд вторичных параметров к предельным величинам значений - отпустили. Подобное воздействие запускает и стимулирует процессы восстановления Оно «встряхивает» организм, активизирует его иммунитет даже когда состояние в целом благополучное. Если в случае заболевания грамотно построить последовательность асан, максимум влияния каждой из них будет направлен на тот объем тела, где локализовано расстройство. Пересечением, «перехлестом» этих линий влияния должна быть многократно охвачена пораженная область или орган. Последовательность поз выбирается такой, чтобы суммарные ее воздействия не превышали по интенсивности адаптационные возможности организма, и чтобы взаимно не гасились возникающие полезные эффекты.

Есть расстройства, не имеющие четкой локализации, например, различные аллергии, или заболевания кожи, которые носят характер системных нарушений обмена. Бывает так, что к заболеваниям кожи присоединяется, например, очень плохое качество зубов. Такие случаи наиболее трудно поддаются коррекции йогой, поскольку требуют как минимум нескольких лет усердной и систематической практики. Подобные нарушения диффузно растворены в объеме тела, деформирована в целом вся сеть параметров, нарушено поле взаимосвязей, и для его проработки нужно много времени и большие усилия.

В 1996 году в Севастополе удалось пересечься с представителями «обломков» одной из лабораторий знаменитого ИМБП – московского Института медико-биологических проблем. Десятки лет он относился к ряду наиболее засекреченных, наряду с Институтом мозга и другими, занимавшимися темой человека в целях обеспечения военных задач и космических исследований.. До «перестройки» в его составе функционировала Лаборатория экстремальных ситуаций, долгое время возглавлявшаяся хорошо нам известным Ю.А.Сенкевичем.

В свое время там пытались нащупать реальные подходы к использованию йоги, но не нашлось специалистов необходимой квалификации. Поэтому в 1968 году в Москву был приглашен глава известной частной школы Дхирендра Брахмачари с группой своих учеников. Они демонстрировали ученым поразительный уровень волевого управления непроизвольными функциями организма, но поскольку партия отрицательно оценивала йогу, то на этом все и закончилось

После развала Союза лаборатория застряла в Севастополе, жуткое состояние «самостийной» украинской экономики заставило ее сотрудников плюнуть на всякую секретность ради выживания, и с помощью компьютерной обратной связи они начали устранять у пациентов довольно сложные расстройства здоровья.

Суть этого метода такова: допустим, в результате заболевания или травмы расстроена функция печени. У больного органа характер сигналов обратной связи изменен. Мозг «знает», что данный орган болен (это та самая долговременная память, роль которой в стабилизации патологических состояний впервые была установлена в исследованиях Натальи Бехтеревой), и соответственно через него, как через главного координатора, с учетом нарушения «статуса» печени перестроена работа взаимосвязанных с ней органов. Она бы и так вынужденно перестроилась по факту патологического состояния данного участка функциональных взаимодействий, но мозг это делает централизованно, «выжимая» из ситуации все позитивно возможное (конечно, речь идет не о коре мозга и связанном с ней сознании человека, а о структурах, организующих жизнеобеспечение).

В банке данных на основе определенной программы заранее создается интегральная запись биотоков обратной связи «нормальной» печени, суммированная из показателей нескольких десятков здоровых людей. Чем больше количество усредненного материала (у американцев - несколько сот или даже тысяч записей), тем надежней эффективность воздействия.

Человека с нарушенной функцией печени «сажают под компьютер». С помощью специальной технологии «перехватываются» каналы коммуникации соответствующих структур с больным органом, и в мозг уходит, - через обратную связь, - компьютерный пакет биотоков с «образом» здорового органа. Соответственно, «удивленный» мозг тут же направляет «команды» на периферию («окружение» печени, тесно с ней взаимосвязанное) с тем, чтобы последняя перестроила свои рабочие параметры в соответствии со внезапным выздоровлением. И окружение, которое по сути здорово, для которого нормальные параметры предпочтительнее, действительно быстро перестраивается, чем вызывает позитивное давление на в самом деле больную печень. То есть со всех сторон возникает периодическое адаптационное принуждение больного органа, которое способствует постепенному сдвигу его состояния и функции к в режим нормы, - вот примерная схема происходящего.

Есть и свои минусы. Каждый пациент одновременно и «подопытный кролик», потому что для создания подобного банка данных нужны годы, это очень трудоемкий процесс. Кроме того, он требует виртуозного программного обеспечения в чрезвычайно специфических сферах нейрофизиологии человека.

При этом очень велико разовое время воздействия, так как сдвиги в состоянии могут быть только эволюционными, грубо говоря, выздороветь орган или система могут примерно за то же время, которое они «впадали» в патологию. Тем более, что работа ведется с достаточно тяжелыми заболеваниями, которые недоступны воздействию традиционной медицины. Иногда человек вынужден просиживать «под компьютером» несколько часов в день в течение года и более. Соответствует количеству машинного времени и стоимость лечения.

Что же в сравнении с этим предлагает йога тела? То же самое активное воздействие на периферию и даже на сам больной орган или систему, но - без посредников, плюс глубокая проработка тела и психики. Сотни часов сидения под компьютером можно использовать с гораздо большей отдачей.

Поэтому, с точки зрения разнообразия полезного эффекта и целесообразного расходования времени будущее, как мне кажется, за классической йогой и терапией на ее основе.

Попытаюсь перечислить временные и постоянные противопоказания к практике йоги тела. Сразу обращу внимание вот на что: это противопоказания. если так можно выразиться, имеют большой «запас». Многие из них приведены только потому, что подразумевается отсутствие квалифицированных специалистов по йоге. Если таковые есть, то с девяноста процентами перечисленных противопоказаний работать допустимо и возможно. Но только не в «самопальном» варианте! Начинать самостоятельную практику, особенно если человек серьезно нездоров, без эксперта просто опасно. Это работа на свой страх и риск, поэтому вероятность отрицательных последствий достаточно велика.

Итак, противопоказания постоянные:

- общая тяжесть состояния, когда никакие действия практически невозможны, поскольку ведут только к ухудшению, в этом случае применимо только глубокое расслабление, в том числе «Йога-нидра».

- психические расстройства;

при пограничных состояниях психики под жестким контролем специалиста допустимы только асаны;

- органические поражения сердца - некомпенсированные пороки; пароксизмальная тахикардия; мерцательная аритмия; аневризма аорты, дистрофия миокарда;

- интеллектуальная несостоятельность;

- заболевания крови;

- инфекционные поражения опорно-двигательного аппарата;

- тяжелые черепно-мозговые травмы, повреждения позвоночника с неудовлетворительной компенсацией;

нейроинфекции;

- сильные нарушения схемы тела;

- злокачественные новообразования;

Противопоказания временные:

массивный прием лекарств;

обострение хронических заболеваний;

послеоперационный период;

месячные у женщин;

сильная физическая усталость;

перегрев и переохлаждение;

температура тела выше 37 и ниже 36,2 градуса;

слишком жесткий режим жизни;

тяжелая физическая работа;

профессиональные или достаточно большие по объему занятия спортом (с йогой отлично совмещаются нежесткие игры, легкий бег и плавание);

полный желудок;

некоторые личностные свойства;

курс глубокого массажа, «чжэнь-цзю» терапии;

пребывание в парной либо сауне допустимо не менее чем через шесть, а лучше - восемь часов после практики асан, либо часа за четыре до нее.