Конспект (с комментариями) отдельных глав книги
Виктора Бойко «Йога. Искусство коммуникации».
Комментарии зелёным цветом, при печтати - курсивом. Очень выборочный конспект, поэтому знаки пропусков текста [...] не используются. Ну, разве что иногда, в самых необходимых случаях.

Глава Почему именно это?

«Противоречивым словом ты как бы вводишь в
заблуждение мое сознанье; скажи мне достоверно
одно то, чем я достигну блага.»

«Бхагавадгита»

Практика йоги сложилась в незапамятной древности экспериментальным путем случайного «нажимания кнопок». Тысячи лет после того, как то, что было названо йогой, «оторвалось» от магии, древние исследователи проделывали с телом различные манипуляции и отслеживали эффект (примерно тем же самым, хотя и подневольно, занимались с неведомыми механизмами жители далекой планеты в повести Стругацких «Попытка к бегству»). Позитивные результаты и последовательность действий, к ним ведущая, фиксировались и затем проходили «обкатку» в десятках поколений приверженцев йоги, мудрецов и религиозных фанатиков. В конце концов, отобрались универсальные методики, последовательности, матрицы воздействий на «черный ящик» человеческого устройства с целью получения определенных «ответов» или реакций, которые уже вторично использовались и толковались в зависимости от эпохи и культуры. Асаны - единственный в своем роде режим деятельности тела где, кроме всего прочего, осуществляется прямое физическое воздействие на внутренние органы с изменением их формы и расположения, при определенной выдержке такого состояния во времени. Кроме того, эффект от воздействия на тело в йоге носит двоякий характер - общий и частный. Любая асана есть физическая нагрузка для организма в целом, и в то же время она может быть приложена локально к определенной части телесного объема. Более существенно она воздействует на то, что в каждом конкретном случае наиболее задето изменением формы, слабее - на периферию объема, охваченного изменением. А поскольку человеком всегда выполняется определенный комплекс асан, то специфической проработке подвергается практически весь организм. Каждая единица объема тела в асанах последовательно проходит через наибольшее и наименьшее значения градиента кровяного давления, когда оказывается то внизу, то в самом верху, подвергаясь гравитационной сосудистой проработке массой крови.

При грамотном подходе в Хатха-йоге не возникает перегрузок как таковых, потому что здесь имеет место точечная фокусировка усилий. Любые воздействия на организм по интенсивности можно разделить на четыре категории: слабые, умеренные, сильные, очень сильные. И результат этих воздействий таков: слабые не дают сколько-нибудь заметного эффекта, умеренные - стимулируют, сильные - угнетают, очень сильные - разрушают. Практика йоги это работа в области только умеренных воздействий, которая затем распространяется на такие значения интенсивности, которые переживались бы раньше как запредельные. Кроме того, мастерство в асанах характеризуется только и исключительно глубиной мышечной релаксации. Йога - это парадоксальная практика, где возможно развивать максимальные физические усилия, сохраняя при этом состояние глубокой общей релаксации психосоматики. Именно такой режим являет собой коренную особенность, сущность традиционного йогического подхода, отличающая его от всех известных видов специальной работы с телом.

Йога дает человеку Запада то, о чем он уже давно потерял всякое представление, но в чем нуждается порой больше, чем во всем остальном вместе взятом - способность расслабления тела и сознания, она обеспечивает самое дефицитное сегодня состояние - спокойствие.

Сегодняшняя российская действительность напрягает людей до последних пределов, и никакое природное здоровье порой не помогает держать это постоянное и все увеличивающееся давление социума. Внезапно грянувший после шести с лишним десятков лет гарантированного распределения естественный отбор привел к поголовной невротизации населения. Даже те, кому немногим больше двадцати лет, уже чувствуют и осознают, что их образ жизни, определяемый бизнесом, является вредным и неестественным. Многие пытаются прибегать к традиционным русским способам снятия стрессов - водке и бане, с добавлением массажа. Более умные пытаются заниматься собой целенаправленно, и как раз тут их подстерегает коварная ловушка, что я покажу на конкретных и типичных примерах некоторых своих пациентов.

Пример первый: парень двадцати восьми лет, всегда был практически здоров, в физическом плане превосходно развит, род деятельности - коммерция, в процессе которой в нашей стране возникают, как известно, сильнейшие нервно-психологические перегрузки. С детства умеренно занимаясь спортом человек этот имел достаточно хорошие знания и навыки содержания своего тела в порядке. Казалось бы все хорошо. После рабочего дня, который был, мягко говоря, не нормирован, он постоянно бегал, немного занимался атлетизмом, тренажерами, плаванием, никогда не злоупотреблял спиртным. Несколько лет все было нормально, затем самочувствие медленно и верно стало ухудшаться, - потерялось качество сна, начал падать физический тонус в повседневности, возникли и участились эмоциональные срывы по работе и в общении с друзьями. Вообще вся жизнь вдруг начала тошнотворно запутываться и терять смысл. Будучи весьма неглупым человеком, мой будущий пациент начал искать что-то нетрадиционное, в частности самостоятельно занялся упражнениями йоги.

В чем-то стало полегче, но кардинального улучшения общего самочувствия не произошло. Тогда, параллельно с йогой, он стал увеличивать нагрузку разными способами, поскольку ему твердо была известна аксиома: самый хороший отдых - это смена рода деятельности. Но лучше не становилось, напротив - состояние ухудшалось. Когда этот человек попал ко мне, картина была печальной - сероватый цвет лица, мешки под глазами, общая подавленность на фоне высокого внутреннего напряжения, которое в том числе проявлялось в двигательной резкости. Он жаловался на плохой сон, раздражительность, ухудшение коммуникабельности, постоянное чувство усталости и тахикардию - и это в двадцать восемь лет, при росте под два метра, с прекрасно развитым телом!

Когда ситуация была проанализирована, сложилась картина, типичная для людей с тонкой нервной организацией и нормальной либо слегка повышенной возбудимостью нервной системы. В процессе повседневной деятельности уровень нервного напряжения этого человека становился таким, что к вечеру наступало перевозбуждение, рабочие ситуации не выходили из головы, от них нельзя было отделаться. В таком состоянии человек приходил домой и начинал различными способами нагружать себя физически, но становилось только хуже, несмотря ни на какой объем получаемой нагрузки.

Все дело в том, что практически у каждого человека есть своя «граница», разделяющая два состояния психосоматики - преобладание напряжения либо торможения, характеризующаяся определенной величиной нервной возбудимости. И пусть человек будет получать нагрузку в совершенно другом виде, из другого источника, но не сбросит предварительно до необходимого лично ему уровня предшествующее нервный подогрев, эта, даже полностью иная по характеру нагрузка не снимет стрессовое воздействие, полученное ранее, но с ним суммируется. Или по-другому: к нервному перенапряжению, вызванному бизнесом, добавится аналогичное - от интенсивных физических усилий, оно не снимет первое, но только увеличит! Понятно, к чему рано или поздно приводит такое развитие событий. Какое-то время организм более или менее удовлетворительно держит постоянную нервную перегрузку, но потом потихоньку начинает сдавать. И наступает момент, когда накопленная потенциальная деструкция бьет по слабому звену психосоматики, которое обнаруживается неизбежно, это лишь вопрос времени.

Во времена социализма существовала при Госкомспорте такая мутная организация - ВНИИФК, Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры, а попросту говоря - беспримерная синекура для бездельников. За три десятка лет работы этого учреждения в его стенах была защищена единственная нормальная докторская диссертация, содержание которой не оказалось высосанным из пальца. На большом статистическом материале ее автор показал, что у ведущих спортсменов страны Советов в пред- и после соревновательный периоды иммунитет практически становится равен нулю, - нечто вроде искусственно созданного синдрома иммунного дефицита. После защиты диссертацию надежно упрятали под сукно.

Практически то же самое, что было статистически в ней показано, имеет место при длительных стрессах, вызванных комбинированными факторами, как это оказалось и у моего пациента. Он уже начал постоянно болеть, невзирая на прекрасное здоровье. Если бы ситуация затянулась еще хотя бы на полгода, то кардинальный срыв по психосоматике был неизбежен, обязательно «ударило» бы по какой-то функциональной системе. Невроз, вегетососудистая дистония, сердечная недостаточность - могло произойти что угодно, и причина для медиков была бы неясна, как и для самого человека.

С учетом исходного состояния пришлось всю его практику свести для начала к одной только релаксации в ее различных видах - «Шавасана», «Йога-нидра», упражнения на гибкость и расслабление. Через неделю пациент рассказал, что в глубоком расслаблении у нег дергает все тело, а из симметричных областей спины, - дельтовидной мышцы, - как будто вытаскиваются какие-то стержни, после чего возникает впечатление, словно со спины снят какой-то груз.

Человек начал расслабляться, тело и психика стали «отходить». Занятия гантелями, штангой, подтягивание, отжимание, бег - все было отброшено. Только релаксационные асаны и глубокое расслабление, иногда два раза в день. Примерно через три месяца парень разгрузился и настолько пришел в себя, что начал понимать, что с ним было и как он попал в это состояние. Когда понял к чему шел - ужаснулся. И сказал: хорошо, что есть на свете йога!

Пример второй: Шамиль из Нефтеюганска, возраст - двадцать три года, рабочий, столяр, астеник по типу сложения, невротик детства, есть такая категория несчастных людей. Пяти лет от роду он видел, как отец, будучи с перепоя в невменяемом состоянии, ударил мать топором по голове. После этого мальчик потерял речь и, живя с бабушкой, заговорил только когда пошел в первый класс. С тех пор он всегда плохо спал, был очень болезненным и не мог нормально общаться с людьми.

Начиная лет с пятнадцати, Шамиль попробовал укреплять здоровье, потому что уже к тому времени был совершенно измотан постоянным внутренним напряжением. К врачам с каких-то пор уже не обращался, потому что желудок его плохо переносил бесконечные антидепрессанты и транквилизаторы, которыми его пичкали с детства, чем, видимо, и без того тяжело травмированная нервная система была добита окончательно: «От этих таблеток голова становится как деревянная», говорил он мне. Чем только парень не пробовал заниматься, - бег, гантели, плавание, система Порфирия Иванова, - но все заканчивалось однообразно: через какое-то время наступал срыв и он заболевал. Плохой иммунитет, склонность по малейшему поводу поддаваться инфекциям и простудам - жизнь у него была не сахар, плюс к тому же крайняя худоба и болезненность, замкнутость, легкое заикание. Восемнадцать лет невротического стажа - тут было над чем подумать. Он обратился ко мне в девяносто втором году, на семинаре в Аксаково. Вначале приступили, как всегда, к асанам. Но уже очень скоро стало ясно, что толку не будет - он принципиально не был знаком с понятием релаксации, хотя бы в каком-то ее виде. Многолетнее внутреннее напряжение, незаметно «просочившееся» в его манеру общения и способы жизненных действий, не отпускало, он намертво сросся с ним. После семинара, по мере возможности занимаясь йогой в своем родном городе, Шамиль постоянно писал и звонил мне. Асаны у него не пошли, это стало понятно через полгода, тогда я порекомендовал бросить все и сосредоточиться на двухразовой, в течение дня, «Шавасане» и «Йога-нидре» - при отчетливом утомлении. После этого он надолго пропал из виду, и вдруг, месяцев через восемь - звонок: «Знаете, я так хорошо начал чувствовать себя, и делал то что вы мне сказали, а недавно произошло то, о чем вы столько мне говорили, а я не верил, потому что не понимал... Я расслабился!» Потом он еще долго присылал письма, где пытался передать это немыслимое ранее и незнакомое чувство, когда внутри разжимаются мертвые тиски, и вдруг становится ясно, что ты был жестким, как Буратино, дергался, словно паяц, по любому поводу и ничего не понимал из происходящего вокруг. Еще на семинаре я отметил, что по своим реакциям Шамиль напоминал пресловутого гасконца, который не в состоянии был переносить даже царапин, потому что весь состоял из одного сплошного сердца. Теперь он взахлеб пытался поведать мне, что мир стал полностью иным - звуки и цвета яркие, люди все время смеются. «Иногда мне кажется, что я вырвался из ада...» Потом он женился, они родили ребенка, переехал куда-то и пропал из виду - значит, все в порядке. Когда человек уже не нуждается в помощи и забывает о тебе вместе со своими проблемами, с которыми столько намучился - значит, все хорошо, теперь он может строить свою жизнь самостоятельно. А ты стал мавром, который должен уйти с удовольствием, потому что дело сделано, и бывшие неадаптированные личности теперь могут отлично обходиться без тебя, абсолютно им теперь, в «мирной жизни», ненужного. Люди выздоравливают и уходят навсегда, а если порой смущаются и чувствуют при этом неудобство, я напоминаю им, а отчасти и себе, любимую «нанайскую» мудрость: «Без меня не пропадешь!»

Следующий случай контрастен: пациенту было почти пятьдесят пять лет, и физическая форма тела такой, что я, узнав истинный его возраст, не поверил глазам своим. Когда он рассказал, что с юности занимается альпинизмом, никогда не курил, не выпивал, поднимался на все «семитысячники» Союза, только на Джомолунгму в пятьдесят восьмом не довелось, потому что внезапно отношения с китайцами испортились, и они зарубили экспедицию, а он уже тогда входил в ту, самую первую сборную, - я перестал удивляться, хотя впервые имел дело с профессиональным альпинистом. Но никак не мог взять поначалу в толк, что же он хочет от меня, со своим обликом юноши (если бы нее обильная седина) и телом тридцатилетнего мужчины? Тогда Серафим (назовем его так) объяснил мне, что по здоровью, в общем-то, особых нареканий как бы и нет, но вот выносливость уже не та, и переть тяжеленные рюкзаки на гору не позволяет спина, в которой, собственно, и заключена вся проблема, позвоночник просто «посажен» теми бесчисленными тоннами груза, которые были подняты в высотные лагеря за сорок лет. «Поэтому, - сказал в заключение Сима, - мне с одной стороны необходимо разобраться со спиной, с другой - нужен какой-то эквивалент, потому что в горы я теперь не могу ходить как раньше, и так уже всех наших ветеранов, можно сказать, переплюнул, после полтинника никто уже не пытается выше пяти тысяч...». «Ну хорошо, - сказал я, - почему йога? Ведь наверняка есть что-то более близкое вам по духу, например, те же горные лыжи, мало что ли там острых ощущений?» Смуглое лицо альпиниста скептически скривилось, черные глаза сверкнули насмешливо: «Пробовал, ерунда все это. Допустим, съехал с той горы, пусть хоть сто километров скорость - ну и что? Сердце спокойно работает, в глазах не темно, дыхание как часы, никаких признаков или ощущений что ты выложился до предела - разврат!». Я озадаченно почесал затылок. С подобным состоянием здоровья и подходом к жизни решать локальные проблемы человека мне еще не приходилось.

Сима и правда оказался крепким орешком. Позвоночник был действительно плох, особенно в поясничном отделе. Поскольку альпинист был по профессии засекреченным электронщиком и человеком весьма интеллигентным, не составляло труда объяснить ему, что и как надо делать, он понимал все слету, но вот его манера выполнения упражнений - у меня просто глаза лезли на лоб! Он, пытаясь сделать асаны, развивал такие усилия, словно грузил мешки с солью, и мои попытки объяснить необходимость релаксации до него просто не доходили: «Да я же и так не напрягаюсь, разве это напряжение!?».

За свою многолетнюю работу в альпинизме он привык к сверхусилиям, они стали для него нормой. Долгое время Сима вгонял меня в шоковое состояние, проявляя беспрецедентно террористический подход к собственному телу, о чем я и сегодня вспоминаю с содроганием. Самое интересное, что уровень его общей физической подготовки был таким, что позволил обойтись практически без травм, которые для любого другого человека были бы просто непреодолимым препятствием даже при гораздо меньшей жесткости обращения с сами собой. Как бы то ни было, после полутора лет упорных занятий он понял и натурально почувствовал, что такое релаксация, с тех пор его работа с поясницей сделалась максимально эффективной, что и решило со временем полностью его проблему. Помню забавное для меня его удивление: «Надо же, какая, однако, простая вещь расслабление, и как далек средний человек от понимания того, что она на самом деле способна дать в жизни!». Я не стал возражать Симе, потому что формулировка его была верной по существу. Следующий случай - девушка из Пензы, двадцать шесть лет, достаточно высокий уровень притязаний и личностного развития при весьма средней приспособленности к социуму, тип нервной конституции - слабый. Три года совместной жизни со много раз простреленным и абсолютно неуравновешенным мужем, бывшим афганцем, привели ее на грань безумия. Клиника неврозов не помогла, да и не могла этого сделать, поскольку пациентка снова возвращалась в ту же ситуацию. В последний раз на две недели почти полностью пропал сон, сознание ее было до такой степени перенапряжено, что начинало путаться, действия и поступки стали не совсем адекватны. Она понимала, что гибнет, что надвигается что-то страшное, какой-то такой срыв, после которого уже может не быть будущего. Сама врач-офтальмолог, она стойко пыталась обойтись без лекарств и психиатров, хорошо понимая, чем это грозит, но становилось все хуже.

Поскольку на момент обращения ко мне ее состояние стало действительно опасным, то вынужденные рекомендации были следующими: немедленно переселиться в квартиру матери, взять больничный, есть, спать, гулять на воздухе - по возможности. Как только ощущается депрессия, усталость, внутренняя паника - выполнять какую-то не тяжелую, но монотонную и длительную работу по дому либо в саду, при выраженном утомлении - «Йога-нидра», не более двух раз в день, обязательно - перед сном. В контакты с родственниками и знакомыми по возможности не вступать, кроме матери, с мужем - ни под каким видом!

Сон у пациентки восстановился почти сразу, но некачественный, состояние было крайнее угнетенным и разбитым, о чем она ежедневно говорила мне по телефону. На восьмые сутки регулярного прослушивания «нидры» перед засыпанием она вошла в странное бредовое состояние, которое продолжалось всю ночь и половину следующего дня, это был тяжелый непрекращающийся кошмар, температура поднялась до тридцати восьми. Потом девушка заснула, и сон этот продолжался почти тридцать часов. После этого, по ее выражению, она «вынырнула» и снова стала собою прежней. Дальнейшее восстановление психосоматики посредством ежедневной глубокой релаксации продолжалось около полугода, затем настала очередь психологических проблем, которые имелись еще до замужества. Через какое-то время «устаканились» и они, после чего надобность в регулярной практике йоги психического сна отпала. Еще через год она сказала: «Откуда же мне было знать, что без внутреннего покоя все теряет смысл, включая саму жизнь?» Фритьоф Капра, который приобрел всемирную известность своей парадоксальной работой «Дао физики», долгое время исследовал различные культуры и традиции мира, занимаясь проблемой определения условий, которым соответствует состояние, называемое здоровьем, и в конце концов пришел к выводу, что таких условий два: высокая общая гибкость тела (при сохранении по крайней мере прежних силовых качеств), и способность к полной релаксации психосоматики.

Оба этих качества дает человеку классическая йога, недаром тысячи лет традиция передает ее из поколения в поколение, в качестве средства для успокоения и оздоровления тела и души, ничего лучшего, - на сегодняшний день, - по-моему, не придумано, хотя такие попытки постоянно имеют место.

На определенном этапе практики йоги спонтанное увеличение гибкости присутствует обязательно, оно оправдано и обладает позитивным смыслом, особенно с точки зрения терапии функциональных расстройств. Когда гибкость заметно возрастает, происходит - особенно в сложных асанах - изменение расстояния между внутренними органами, меняется сама их форма. Практикой одних только поз йоги мы доводим почти до грани фола целый ряд физиологических констант «второго ранга» значимости. Организм, активизируя защиту от влияния предельных воздействий, начинает искать внутри себя болезнетворные факторы, но их нет. Дозированная разбалансировка функционального равновесия посредством давления на внутреннюю структуру внешней предельной формой на время практики йоги не есть болезнь. Мы имеем поразительный результат: оказывается, даже одна только классическая практика асан активизирует защитные силы организма, а, значит, и его иммунной системы. Причем все это происходит без перенапряжения и изнашивания (что имеет место в спорте или той же «йоге восьми кругов»), на фоне полной релаксации психосоматики.

Кроме того, работая в традиционном ключе над развитием присущей человеку от природы (а не предписанной по каким-то «высшим» соображениям ума) гибкости тела мы, посредством глубокого расслабления в асанах на растяжку и гибкость, систематически активизируем парасимпатическую часть вегетативной нервной системы. Но не способно ли преобладание подобной практики полностью «вогнать» индивида в гипотонус? Если он получает по жизни достаточную физическую нагрузку, то как раз нет. А вот если человек недостаточно нагружается, то для этого в Хатха-йоге существует целый класс силовых, статических асан, которые обеспечивают воздействие любой интенсивности на какой угодно телесный объем. Для каждого человека в соответствии с его особенностями должен быть установлен в итоге индивидуальный комплекс асан и пранаям, который бы обеспечивал наилучший (конечно для данной личности) уровень баланса возбуждения и торможения вегетативной нервной системы (далее по тексту - ВНС), токов Иды и Пингалы, как говорят тексты йоги.

Кроме того, во время практики асан в результате глубокой релаксации тела и сознания мы существенно изменяем характер активности коры мозга, что дает возможность более полной ее инеграции с подкорковыми процессами. Это позволяет преодолеть нарушения тонического ритма тела. Поскольку телесная материя является результатом длительной животной эволюции, то, возможно, асаны йоги действуют на тело и психику как архетипические формы ранних стадий филогенеза и онтогенеза (эволюционного развития всего вида и личного становления отдельной человеческой особи). Возвращаясь к первобытной архаике тела в асанах, мы таким образом можем до какой-то степени «разгружать» через него инстинкты, реализацию которых тормозит культура.

Рассмотрим теперь в связи с практикой асан систему кровоснабжения. Давно известен факт замещения в организме одного сосуда другим - по необходимости. Это отражено в учении о коллатералях. Оно резюмирует, что кровеносная система человеческого тела имеет большой резерв, так называемый сосудистый «запас прочности». Эти запасные пути и участки системы кровообращения находятся в потенциальном, «свернутом» состоянии, но при необходимости могут в достаточно малое время - от нескольких суток до нескольких часов - перейти в активную фазу и развиться до размеров, обеспечивающих необходимый кровоток. Коллатерали - сосуды-заменители. Они доставляют кровь окольным путем в те участки объема тела, куда она по каким-либо причинам не в состоянии поступать впрямую.

Второй компонент этой резервной кровеносной системы - анастомозы, вторичные проводники крови, связывающие между собой магистральные сосуды основной сети. И анастомозы, и коллатерали являются своеобразным демпфером, задача которого - смягчать и гасить пиковые ситуации в системе кровообращения.

Коллатеральная сеть существует практически в любом участке не костного объема организма, включая сердечную мышцу. Здесь эта запасная кровеносная сеть защищает жизнь не только при закупорке и гибели основных сосудов (например, тромб), но и при сужении их просвета от атеросклероза. При хронических коронарных заболеваниях коллатеральная сеть в мышце сердца развита очень выражено. Коллатерали «включаются» быстрее, нежели идет процесс атеросклероза, именно потому последний может долгое время протекать без симптомов. Человек живет и чувствует себя достаточно хорошо, имея порой сильнейший атеросклероз в скрытой форме. Но только до какого-то момента! До предельной нагрузки, например, после которой нередко развивается ВСС - внезапная сердечная смерть. Интересно то, что на коронографии дефекты сосудов сердца видны, а коллатерали - нет. Сосудистый резерв организма имеет огромную функциональную мощность, но в большинстве случаев он не используется, ему недостает времени для «включения», поскольку все процессы тела инерционны. Резерв на самом деле есть, но он законсервирован, им нельзя воспользоваться немедленно. Без надобности - так сделала экономная природа - коллатерали «замирают» переходя в потенциальное состояние. Исследования показали, что эти резервные сосудистые мощности отлично развиты и всегда готовы к мгновенному восприятию перегрузок у тех, кто живет на высокогорье (от 1000 до 2000 м над уровнем моря), занимается достаточно интенсивным физическим трудом или спортом.

Но что делать, если ты не альпинист, не житель солнечного Кавказа, не спортсмен или грузчик, а живешь в Москве, отсиживая за компьютером «пятую точку» по много часов в день?

Итак, асаны йоги и система кровообращения. В предельных положениях при достаточно длительной выдержке сложных телесных форм частично или полностью пережимаются крупные сосуды, не характерным образом стискиваются и скручиваются мышечные и тканевые объемы, что меняет либо частично ограничивает кровоток в данной области. Скажем, в «Пашимоттанасане», когда человек складывается пополам, ее воздействие таково, что при длительной практике во многих случаях принудительно налаживается нарушенное кровоснабжение ног и тем самым удается устранить эндартериит. «Прокатывая» тело через длинные серии асан, мы последовательно изменяем до какой-то степени сложившиеся паттерны (рисунки) кровообращения, чем постепенно активизируем, «включаем» коллатерали. Аналогичное воздействие производится и на лимфатическую систему, процесс приращения гибкости также воздействует здесь совместно со временем экспозиции. Практикой асан мы как бы передвигаем по всему организму мигрирующий локальный объем застоя крови, получая такое воздействие на хеморецепторы и сосудистую сеть, как если бы тело работало, двигалось с большим общим напряжением, которого в позах йоги на самом деле нет. В проработанных таким образом асанами областях тела коллатеральная сеть «отмобилизована» и всегда готова к мгновенному действию. Интересно, что занимающихся Хатха-йогой всегда можно узнать по яркому цвету кожи, что как раз и характеризует полноценное кровообращение. Но возникает вопрос: а сердце? Ведь при грамотной практике асан пульс выше восьмидесяти не поднимается, откуда же тогда возьмется стимул развития коллатералей в миокарде? Здесь в игру вступает пранаяма. Известно, что при большой физической нагрузке возникает кислородный долг - кровь не успевает доставлять к работающим мышцам кислород и выводить продукты распада, в частности, молочную кислоту.

Что есть по определению пранаяма? В классическом смысле, это гиповентиляция, растягивание, увеличение времени дыхательного цикла. Тренированный йог может свободно дышать в темпе одно дыхание за три-четыре минуты и даже больше, следовательно, дыхательный процесс замедляется по сравнению с состоянием покоя примерно в пятьдесят раз, тогда как спринтер может превысить скорость человека, идущего шагом, не более чем восьмикратно. Таким образом, накопление углекислоты и уменьшение поступления кислорода в организм йога при темпе дыхания «один раз в четыре минуты» в несколько раз больше, нежели у спринтера, бегущего с предельной скоростью. А по времени и говорить нечего, спринтер «отрабатывает» дистанцию за десять секунд, йог способен дышать с подобным замедлением до часа и более. Возникает ли при таких условиях кислородный долг? Нет, потому что развивается адаптация к гипоксии, кроме того, тело обездвижено и находится в полном покое. Но многократное перенасыщение крови углекислотой вызывает расширение всех сосудов, вплоть до капилляров, скорее всего процесс этот затрагивает и коллатерали сердечной мышцы.

Как бы то ни было, локальное ограничение кровотока в асанах, также как гиповентиляционные пранаямы, устраняет головную боль, медикаментозно не снимаемую. Человек может выполнить, скажем, «Вирасану», и остаться в ней на время от четверти часа до двадцати пяти минут. Механизм воздействия понятен: пережимаются сосуды, и в голенях возникает застой крови. Но поскольку кровообращение не перекрывается полностью, бедная кислородом кровь постепенно проникает в кровяное русло и «добирается» до мозга. Срабатывают соответствующие механизмы регуляции и для устранения возникшего где-то, а на самом деле фантомного острого стеноза, в кровь выбрасываются сосудорасширяющие вещества, что и снимает головную боль, - просто и без лишних мучений.

Правда, весьма существенным здесь является тот момент, что «вирасана» выполняется на полном расслаблении, что подразумевает такую адаптированность коленных суставов, которая позволяет сохранить релаксацию и комфортность позы в течение необходимого времени. Можно говорить и о воздействии асан на позвоночник, мозговое кровообращение и т. д, но тогда мы уже слишком вторгаемся в область физиологии и йогатерапии, которые не являются предметами данной работы. Попробуем обсудить хотя бы отчасти некоторые нервно-психические и психологические следствия регулярной практики Хатха-йоги, ограничиться которыми нас заставляет их огромное общее количество.

Всем известна присказка, с которой каждый неоднократно сталкивался в этой жизни: «Поезд уже ушел». Смысл этой фразы прост: то что случилось - не вернуть, оно не подлежит пересмотру либо изменению, поскольку покинуло область нашего пребывания, вмешательства и контроля. Эта простенькая популярная фраза, приложенная к человеческому бытию, является в определенном смысле частным случаем теоремы Геделя, которая утверждает, что система не может исчерпывающе описать себя в своих собственных терминах. Чтобы осознать событие своей жизни в целом, необходимо перестать быть его участником. Вы не можете видеть картину, одновременно являясь персонажем на ее плоскости. Чтобы обозреть ее - из плоскости надо выйти. Мы движемся во времени, непрерывно проживая различные жизненные моменты (хотя в Талмуде, например, представлена иная точка зрения: «Вы думаете, время движется? Время стоит, проходим мы»), но поскольку человек по сравнению с миром ничтожно мал и всегда находится только в одном его месте, да еще попадает под закон Геделя, он способен полностью осознать ситуацию, лишь когда время вынесет его оттуда. Когда оно ляжет между тобой и событием - только тогда проясняется почти все. Но - «поезд уже ушел», в прошлое не вернуться и ничего не изменить. А поскольку, невзирая ни на что, хочешь ты того или нет «...Помни - уходит поезд, ты слышишь!? - уходит поезд, сегодня и - ежедневно» (А.Галич), количество накапливаемых погрешностей увеличивается, тысячи мелких крючков намертво впиваются в Гулливера, и вот уже он не в состоянии даже пошевелиться, становясь игрушкой непонятного явления, которое почему-то назвали судьбой. Что в этой ситуации способна дать йога? Практикуя только асаны и пранаямы человек каждый день на час-другой «выпадает» из обыденного потока повседневности, из привычной системы измерений. Проделывая это ежедневно, с полным текущим забвением окружающего мира и самого себя в нем, возвращаясь затем в привычное состояние сознания, из краткого момента перехода, из зазора между двумя состояниями, находясь какое-то время вне обоих жанров бытия, возможно постепенно, в коротких вспышках специфического прозрения различить полные контуры своей жизненной ситуации, которая пока еще длится. Иными словами, пользуясь этими моментами переходов можно периодически ускользать от неотвратимости закона Геделя, и это немало, когда получаешь возможность корректировать свою линию жизни «на ходу», - «В пространство прорастаешь плотью, меняешь времени состав, и крестит прошлое щепотью тебя, на цыпочки привстав». Регулярно выходя из обычной системы бытийных координат можно видеть как бы со стороны такие детали и тенденции развития, которые обычно просто неразличимы, скрыты, когда ты являешься участником происходящего. Чтобы увидеть, надо расцепить, и помощь в этом может оказать только классическая практика Хатха-йоги, не говоря об эффектах медитации.

Очередной важнейший аспект - устранение вытесненного материала, который «спрессован» в «аду» нашего личного бессознательного. […]Через классическую практику асан (с глубокой релаксацией и опустошенным сознанием) вытесненное начинает аннигилировать при соприкосновении исторически «наслоившихся» мышечных стрессовых следов с медленно и постепенно сменяющимися силовыми «рисунками» экстремальных йогических телесных форм, причем процесс этот может происходить без какого либо осознания, визуализации, ощущений особой концентрированности. Сами асаны разделены нулевыми релаксационными точками - это полный сброс одного рисунка напряжений в данной форме позы перед другой формой и другим рисунком, что дает возможность сохранять полную промежуточную изотропность мышечной массы. Остаточный эмоциональный компонент вытесненного отрабатывается через сны.

Все это, безусловно, имеет место лишь при грамотной практике, когда человек четко представляет себе смысл того, что он делает, либо находится под контролем специалиста, который берет на себя всю полноту ответственности за ученика. Подлинный мастер йоги - это не тот, кто лишь исправно взимает плату и бросает подопечного на произвол судьбы при первых же проблемах, следуя любимому девизу шарлатанов: «Если все идет хорошо - это моя заслуга, если что-то не так - твоя вина». Конечно, вытесненные напряжения не могут быть полностью устранены через одну только практику асан, как бы эффективна она не была. Посредством нее отрабатываются сначала явные перенапряжения, то, что сверх допустимого и уже вызывает разлад в психосоматике. Глубинные проблемы психики доступны только для медитационных практик, через которые происходит окончательное «выжигание» вытесненного и тем самым устраняются все преграды для коммуникации между бессознательным и сознанием.

То есть, например, человек – вампир (вызывает и использует отрицательные эмоции других людей). Или проще – эгоист. И вот, он посидел, помедитировал, и (автоматически) стал белым и пушистым? Это единственный пробел, который не видно, как восполнить без интенсивного общения с учителем. Во всём остальном активно ищущему (чему пример сам автор) достаточно, по меткому выражению Айенгара, «хорошей книги».

Следующий момент - это называемые «малые сиддхи» или, как я их называю - «тактические» озарения. Если практика верна, регулярна и достаточно длительна (для начинающих это, пожалуй, не менее трех лет), рано или поздно наступает некий прорыв в привычных способах восприятия и мышления. Во время практики, в самих асанах либо паузах между ними что-то начинает как бы «выстреливать» изнутри - приходят ответы на незаданные даже самому себе, но весьма насущные вопросы. Это признак того, что технология занятий асанами верна. Однако информацию, которая спонтанно поступает из глубин собственной психики, желательно принимать к сведению и реализовывать, иначе она просто перестанет возникать. Форма ее проявления, в зависимости от особенностей восприятия и представления воспринятого, может быть самая разная. Это и видения, «картинки», и просто ниоткуда вдруг всплывшее понимание чего-то конкретного, понимание, которого никогда раньше не было, это может быть голос, что случается нечасто. Когда такой процесс «эвристики» начнется, и вы поймете, что это действительно он, можно держать при себе на всякий случай бумагу и ручку, чтобы спокойно, без лишней суеты сделать необходимые пометки и продолжать практику. Если бессознательное пытается довести до сознания определенную информацию, то значит последняя имеет важное значение для сохранения благополучия данного субъекта. Нужно помнить простую истину: события, которые еще только произойдут впереди нас, определены нитями, которые плетутся у нас из-за спины нашими прошлыми действиями. То есть завтра каждого из нас не ждет неизвестное будущее, но то, что в большей части заложено в прошлом. Человек как бы гонит перед собой волну уже измененного пространства, и «малые сиддхи» могут служить ориентирами для более эффективного поведения.

Кроме всего перечисленного, следствием качественной практики Хатха-йоги может быть сохранение адаптации в длительных стрессовых и внезапных критических ситуациях. Мне доподлинно известен этот эффект, как, впрочем, и все остальные. В жизни всегда найдется достаточное количество причин для сильных, даже предельных переживаний, но когда это состояние затягивается на месяцы и годы, рано или поздно наступает нервное и психическое истощение. Результаты этого бывают самыми печальными. Но, опять же, регулярная практика йоги тела, вместе с пранаямой и глубоким расслаблением - «Йога-нидрой» - производит необычайный эффект: когда нервная система очищена и приведена в порядок, напряжения любых видов больше не накапливаются. Вы регулярно пропускаете (от неустранимых, к сожалению, жизненных условий) удары, отрицательные воздействия, и тут же весь этот «минус» удаляется посредством ежедневной практики Хатха-йоги. Память о происшедшем остается, но эмоции от пережитого исчезают, словно все это было не с тобой. И можно идти дальше, работать, держаться и быть не на пределе, а в зоне средних значений отрицательных эмоций. Подобный эффект не имеет аналогов и позволяет оставаться разумным и работоспособным в самых тяжелых затяжных ситуациях.

Ага. Это если нахамили в магазине. Или даже с работы выгнали. А вот если собственный ребёнок (супруг)?.. Йога помогает только тактически, не упасть сразу в нокаут. А потом-то – всё равно думать надо, и решения какие-то принимать, очень нелёгкие…

Традиционная йога тела дает ясность восприятия мира и чувство рафинированного счастья, ни от чего не зависящего, это те самые переживания «мышечной радости», которые так редки в жизни человека после сорока лет. А радость - это всего лишь, как и счастье, состояние тела и души.

И наконец, регулярная практика асан в своем развитии не ограничивается только телесной материей и «малыми сиддхами», далее Хатха-йога сочетается с самьямой - а это уже Раджа-йога и медитативные психотехники, фундамент которых создан работой с телом. Я вовсе не утверждаю при этом, что йогический способ самореализации является в этом мире наилучшим. Как не говорю и того, что этим путем либо следует идти от начала до конца, либо не связываться с ним вовсе. Подобное заблуждение - печальная иллюзия максималистов, которые всегда гордо хотят «все или ничего», не подозревая, что «все» это и есть «ничего». Все - это неисчерпаемость, древнекитайская же пословица прямо утверждает: «...Обладая конечностью, увлекаться бесконечным - гибельно». Если располагаешь волей, умом и терпением можно избрать любой способ самосовершенствования. А для оздоровления тела и гармонизации личности никто не заставляет становиться «настоящим йогом».

Йога - это только средство для придания жизни определенного качества, но не ее цель. Целью это может быть для очень немногих, скажем, таких, как я - испытателей этой удивительной зоны существования. Но это вовсе не означает, что испытатели - соль земли, просто у них склад личности, предназначенный именно для такой работы. Древнее искусство йоги оказывается сегодня очень выгодным, а может быть и незаменимым в поддержании необходимого уровня качества бытия для жителей индустриально развитых стран. Англичане широко известны своим традиционным консерватизмом, тем не менее, в Лондоне на конец девяносто восьмого года только по официальным данным занятия йогой посещали около трехсот тысяч человек. Тысячи школ и центров разбросаны по всему цивилизованному миру, объявления о секциях йоги встречались мне на рекламных тумбах Стэндфордского университета в Калифорнии, в Сиэтле и Будапеште, в перечне рекламных услуг салонов мадам Шанель. Я уже не говорю о том, что йогой, например, занимается Мадонна, а также множество людей, известных в мире шоу-бизнеса и киноискусства. В девяносто пятом году в Париже был открыт под эгидой мэрии Центр Айенгара во главе с Фаеком Бириа, который преподает технологию работы с телом французским спортсменам, представителям театра и кино. В Америке постепенно также происходит поворот от аэробики и шейпинга к традиционной йоге, целесообразность которой признала сама Джейн Фонда, недавно всецело в нее «обратившаяся» От безумных нагрузок аэробики, которые пригодны только для молодых, Америка переходит к более мягким, расслабляющим вещам, например к «методу физического развития, созданного на основе йоги и балета», движения которого не так давно демонстрировала по одному из каналов ТВ какая-то молодая американская кинозвезда.

Хатха-йога не может, конечно, отвечать за интеллектуальное развитие личности, для этого есть иные дисциплины, но она учит человека как быть всегда здоровым, то есть обеспечивает наиболее благоприятные возможности именно для этой стороны развития. Именно потому что йога тела сохраняет качество физического состояния, и практикующий ее начинает «отставать» от окружающих в неизбежных внешних и внутренних изменениях, говорят что хотя йог и живет в мире, но не принадлежит ему.

Все зависит от тебя самого (если не вмешается слепой случай), что человек может, тем он и становится. Сказано в «Дхаммападе»: «Если что-либо должно быть сделано - делай, совершай с твердостью. Ибо расслабленный странник только больше поднимает пыли».

В одном из текстов йогической шиваистской традиции натхов читаем: «Избавленный от всех болезней, йогин развивает тело гибкое и мягкое, как внутренняя часть стебля лотоса, и так наслаждается молодостью и долголетием».

Как уже отмечалось, регулярная практика йоги дает определенное количество чисто физической радости, ни от чего во внешнем мире нее зависящей, которая способна до какой-то степени нейтрализовать постоянный отрицательный фон социума, уменьшить его величину и непрерывность давления. Кроме того, практика асан устраняет последствия разовых стрессовых ударов, приводя человека в нормальное состояние без обращения к традиционным успокаивающим средствам, например, спиртному. Это кажется удивительным, но на самом деле если что-то у вас в этой жизни не так, то после качественных занятий асанами всегда становится легче. Это некоторым образом напоминает пресловутого барона Мюнхгаузена, который сам себя вытаскивал за волосы из болота, но в отношении йоги это истинная правда. Работа с собственным телом и сознанием и эффект, от этого проистекающий, способен стать для человека внутренней точкой опоры, ни от чего внешнего не зависящей.